Поверка счетчика и замена — это одно и то же?
Нет, это разные вещи. Замену прибора учета делают, когда срок его эксплуатации подошел к концу. Поверка — это процедура, которая нужна, чтобы удостовериться, что прибор работает исправно, пломбировка на месте, а показания, которые вы передаете, совпадают с фактическими на табло счетчика.
Дату замены устанавливает производитель и указывает ее в паспорте прибора учета. Там же вы найдете межповерочный интервал. Если вам вдруг начали настойчиво звонить с предложениями заменить прибор учета, будьте бдительны. Скорее всего, на вас хотят заработать недобросовестные компании, которые занимаются обслуживанием счетчиков.
Что делать, если счетчик стал показывать странные данные? Он сломан?
Если вы подозреваете, что прибор неисправен, то можете заказать поверку счетчика, даже когда межповерочный интервал еще не кончился. Лучше это сделать, чем переплачивать за воду, электричество или газ, которые вы не расходовали, а потом обжаловать эти переплаты, чтобы вернуть деньги.
Можно ли менять счетчики самостоятельно?
Счетчики должны устанавливать специалисты. Например, счетчик на электроэнергию ставить самостоятельно и вовсе нельзя, если только вы не профессиональный электрик соответствующей категории, которая подтверждается документами.
Плюс после установки необходимо сделать пломбировку новых приборов учета, а этим могут заниматься только структуры с соответствующим разрешением. Если вы этого не сделаете, показатели будут недействительными и вас могут обвинить в мошенничестве. Словом, не экономьте на том, на чем экономить не стоит, — обратитесь к профессионалам.
Как часто надо менять счетчики?
Единых стандартов нет. Любой прибор учета имеет технический паспорт, куда вносятся отметки, когда его устанавливают и пломбируют. В этом документе содержатся данные о том, когда вы должны провести поверку прибора учета, а когда — замену. Для каждого счетчика сроки устанавливаются в зависимости от марки и модели. Важный момент: сроки поверок и замены считаются от даты выпуска, а не даты установки.
Что делать, если я потерял паспорт на счетчик?
Если прибор еще не установлен, то лучше, увы, купить новый. Дело в том, что без документа обеспечивать легальную работу счетчика (с поверками и прочим) невозможно. Если потраченных денег очень жалко, можете обратиться на завод, где прибор был выпущен, и запросить данные по вашей модели.
А если не можете найти паспорт накануне очередной поверки, то обратитесь в управляющую компанию. В ней может найтись (но это не точно) копия паспорта вашего прибора. Обычно при пломбировке прибора и постановке его на учет ксерокопии всех документов передаются в управляющую компанию.
Кто отвечает за поверку приборов учета: коммунальная служба или собственник?
Ответственность за эксплуатацию, своевременные поверки и замены приборов учета лежат на собственнике жилого помещения. Вы можете обращаться за помощью в коммунальные службы, но инициатива должна исходить от вас.